НАФТА: история, страны, критика | Finopedia

НАФТА: история, страны, критика

 

Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) вступило в силу в 1994 году при президенте США Клинтоне. Структура сделки была впервые подготовлена ​​при президенте Рональде Рейгане в 1987 году. НАФТА устранило большинство тарифов на торговлю между Канадой, США и Мексикой. Тариф – это налог, взимаемый с импорта и экспорта. НАФТА направлено на стимулирование торговли и инвестиций между 3-мя странами, укрепляя их экономику, создавая больше рабочих мест и снижая цены на потребительские товары.

 

В целом НАФТА оказало положительное влияние на три страны-партнера: 1) торговля увеличилась между регионами с $290 млрд. в 1993 году до более $1,1 трлн. по итогам 2016 года. В зонах без свободной торговли страны по-прежнему могут торговать товарами, но они облагаются налогом, что препятствует чрезмерной торговле. НАФТА также упростило для компаний возможность перевести операции из США в Мексику.

 

 

Роль НАФТА

 

Документ НАФТА составляет более 1700 страниц, но суть договора передается в одном предложении: до договора НАФТА США облагала налогом товары, импортированные из Мексики и Канады. НАФТА отменило эти налоги. Однако тарифы не исчезли в одночасье: США снизили налоги на импорт примерно на 50% в 1994 году, а затем полностью устранили их в 2008 году. Договор объясняет, что чем выше налоги, тем дороже становятся товары, и торговля снижается.

 

Сторонники сделки надеялись, что ратификация НАФТА приведет к ускорению экономического роста за счет снижения налогов, сокращения стоимости товаров и создания новых рабочих мест. (Для компаний из США необходимо снизить цены, чтобы канадцы и мексиканцы могли позволить себе приобрести вещи, сделанные американцами, что впоследствии увеличит спрос, тем самым создав больше рабочих мест в Америке.)

 

 

Почему некоторые экономисты и политики недовольны НАФТА?

 

НАФТА упрощает для американских компаний продвижение своего бизнеса в Мексику, где труд дешевле. Труд является одной из самых дорогих составных частей производства, поэтому предоставление производителям доступа к более дешевой рабочей силе было огромным стимулом для их перемещения на юг.

 

Критики НАФТА утверждали, что перемещение производства в Мексику приведет к потере рабочих мест в США. Они не ошибались: Институт экономической политики в США (Economic Policy Institute) оценивает, НАФТА привело к оттоку 700,000 рабочих мест из США в Мексику.

 

Турецкий экономист Дани Родрик пишет, что низкоквалифицированные работники особенно пострадали от договора. Родрик отмечает, что менее образованные сотрудники таких отраслей, как производство одежды, текстильной продукции, обуви, кирпича и черепицы испытывают сокращение заработной платы на целых 17%.

 

Идея о том, что производственные рабочие места могут исчезнуть в массовом порядке, напугала многих людей. Политический деятель и бизнесмен Росс Перо получил серьезную поддержку в ходе президентской кампании 1992 года, выступая против договора.