Коэффициент оборачиваемости запасов (по англ. Inventory Turnover) – это один из коэффициентов эффективности, который показывает, насколько эффективно компания управляет товарно-материальной базой путем сравнения: 1) стоимости проданных товаров со 2) средним значением запасов за период. Данный коэффициент определяет, сколько раз компания “оборачивает” (то есть реализует) запасы за год. Другими словами, Inventory turnover измеряет, сколько раз компания продала свою общую среднюю стоимость товарно-материальных запасов в течение года. Компания с запасами в среднем $1 млн. и себестоимостью продаж (Cost of Goods Sold) в размере $5 млн. фактически продала запасы 5 раз.
Это соотношение важно, потому что общий оборот зависит от двух основных компонентов производительности. Первый компонент – приобретение запасов у поставщиков. Если в течение года будет закуплено большее количество запасов, компании придется продавать большие объемы запасов для улучшения своего оборота. Если компания не может продать эти большие объемы запасов, она будет нести расходы по их хранению и другие расходы.
Второй компонент – продажи запасов. Продажи должны соответствовать закупкам запасов, иначе реализация не будет эффективна. Именно поэтому отделы закупок и продаж должны работать в синергии друг с другом.
Формула
Коэффициент оборачиваемости запасов рассчитывается путем деления себестоимости проданных товаров за период на средний объем запасов за этот период.
Коэффициент оборачиваемости запасов = Себестоимость / Запасы
Inventory Turnover = COGS / Inventory |
Средние запасы используются вместо запасов на конец периода, потому что объем товаров на складе многих компаний сильно колеблется в течение года. Например, компания может приобрести большое количество товаров на реализацию 1 января и медленно распродавать этот объем на протяжении всей оставшейся части года. К декабрю почти вся товарно-материальная база распродается, и окончательный баланс не точно отражает фактический запас компании в течение года. Средний уровень запасов обычно рассчитывается путем добавления начального и конечного значения и деления на два.
Стоимость проданных товаров отражается в отчете о прибылях и убытках.
Анализ Inventory Turnover
Коэффициент оборачиваемости запасов – это показатель того, насколько продуктивно организация контролирует закупками и реализацией товара, поэтому важно иметь высокий коэффициент. Это показывает, что компания не перерасходует средства, приобретая у поставщиков слишком много одежды на реализацию и не тратит впустую денежные средства, оплачивая стоимость хранения излишних резервов. Это также показывает, что компания может эффективно продавать запасы, которые она покупает.
Данный коэффициент также демонстрирует инвесторам, насколько ликвидным являются запасы компании. Подумайте об этом. Для розничных сетей товарные запасы являются одним из самых больших активов на своем балансе. Если эти запасы трудно реализовать, то они бесполезны для компании. Это измерение показывает, как легко компания может превратить свои запасы в денежные средства.
Кредиторы особенно заинтересованы в Inventory turnover, потому что запасы часто выставляются в качестве залога по кредитам. Банки хотят знать, что этот залог будет легко реализовать.
Уровень inventory значительно зависит от сектора. Например, предприятие по производству одежды будет иметь более высокий inventory turnover, чем компания по сбору специализированного оборудования для выкачивания нефти на сланцевых месторождениях.
Пример
Автомобильная компания XYZ специализируется на грузовых автомобилях. В текущем году XYZ зафиксировал себестоимость продаж в отчете о прибылях и убытках в размере $480 млн. Начальный уровень запасов составлял $200 млн., а окончательный – $125 млн. Коэффициент оборачиваемости запасов рассчитывается следующим образом:
$480 / [($200 + $150)/2] = $480 / $175 = 2,74х
Как вы можете видеть, Inventory Turnover составляет 2,74. Это означает, что XYZ распродала запасы около 3-х раз в течение года. Это также подразумевает, что компании XYZ требуется около 4 месяцев, чтобы продать весь свой инвентарь один раз.