Анализ ликвидности баланса компании: коэффициенты, формулы, примеры >

Что такое ликвидность? И почему так важно для кредитных аналитиков оценивать ликвидность корпорации? Ликвидность – это способность предприятия генерировать достаточно средств (от реализации товарно-материальных запасов, разработки продуктов и сбора денежных средств) для удовлетворения потребностей собственной фирмы в свободных средствах, чтобы правильно управлять повседневной деятельностью компании. Обычно, торговые кредиторы (например, компании по продажи товаров) имеют очень короткие условия кредитования клиентов (от 7 до 30 дней). Следовательно, позиция ликвидности клиентов или показатели платежеспособности становятся очень важными факторами для управления кредитами. Также аналитики в инвестиционных фондах обращают особое внимание на ликвидность эмитента перед приобретением облигаций.

 

Вычисление показателей ликвидности компании предоставит инвесторам и трейдерам больше уверенности при принятии инвестиционных решений, особенно когда дело касается облигаций пограничного рейтинга, то есть с рейтингом BBB и ниже по шкале агентства S&P и Baa – согласно рейтинговому агентству Moody’s. Также коэффициенты ликвидности, описанные ниже позволят руководителям грамотно оценить ликвидность своего бизнеса и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями. Существует три ключевых коэффициента ликвидности; все необходимые данные для их расчета находятся на балансе (balance sheet):

 

1. Коэффициент текущей ликвидности (current ratio)

2. Коэффициент быстрой ликвидности (quick ratio)

3. Чистый оборотный капитал

 

Эти три коэффициента подробно описаны ниже и рассмотрены на примере двух компаний: Acuity Brands (тикер AYI) и Allegion (тикер ALLE).

 

 

Коэффициент текущей ликвидности

 

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы/Текущие обязательства

Current ratio = Current assets/Current liabilities

 

Коэффициент текущей ликвидности, вероятно, наиболее широко используется среди всех коэффициентов ликвидности. Это соотношение является просто мерой того, во сколько раз текущие активы компании (которые обычно состоят из: денежных средств (cash), дебиторской задолженности (accounts receivable), предоплаченных активов (prepaid expenses), товарно-материальных запасов (inventory) и т. д.) покрывают общие текущие обязательства (как правило, состоят из: кредиторской задолженности (accounts payable), задолженности в течение одного года (short-term debt), начисленных обязательств и т. д.). Итак, в приведенном ниже примере показано, как соотносятся оборотные активы с текущими обязательствами 2-х компаний одной отрасли в США.

 

Очевидно, что чем выше коэффициент текущей ликвидности, тем выше вероятность того, компания исполнит обязательства в ближайшие 12 месяцев. В среднем, соотношение более 1,5х до 2,0х означает, что эмитент находится в сильном положении. Однако, этот результат следует сравнить со средним показателем по отрасли. Ниже приведены расчеты и анализ коэффициентов ликвидности с использованием примеров компаний Acuity Brands (тикер AYI) и Allegion (тикер ALLE) за 2017 год:

 

Acuity Brands:

Коэффициент текущей ликвидности = $1,246/$601 = 2.07

(также выражается как 2.41x)

Allegion:

Коэффициент текущей ликвидности = $1,033/$461 = 2.24х

 

Результаты коэффициента текущей ликвидности для Acuity Brands в размере 2.07х свидетельствуют о том, что на $2.07 оборотных активов приходится $1 текущих обязательств, что обычно является хорошим показателем. Однако для сравнения, если коэффициент текущей ликвидности ниже 1х, это может спровоцировать потенциальную проблему. Тем не менее, эту ситуацию нужно будет дополнительно детально изучить, поскольку некоторые отрасли имеют очень низкие current ratio и никаких трудностей проблем с исполнением краткосрочных займов.

 

 

Коэффициент быстрой ликвидности

 

Коэффициент быстрой ликвидности (по англ. quick ratio) рассчитывается как отношение оборотных активов, за вычетом суммы товарно-материальных запасов, к текущим обязательствам.

 

Коэффициент быстрой ликвидности - quick ratio

 

В формуле из оборотных активов вычитаются товарно-материальные запасы (и некоторые аналитики в международных фондах также вычитают также “расходы будущих периодов” или prepaid expenses), поскольку запасы – это наименее ликвидный актив (т. е. потребуется много времени реализовать их в денежные средства).

Краткий пример этого соотношения для двух разных компаний:

 

Acuity Brands:

Коэффициент быстрой ликвидности = ($1,246 – $329)/$601 = 1.53

Allegion:

Коэффициент быстрой ликвидности = ($1,033 – $240)/$461 = 1.72

 

Приведенный выше коэффициент быстрой ликвидности для Acuity Brands (1.53) меньше, чем коэффициент текущей ликвидности (2.07), потому что из оборотных активов вычитаются товарно-материальные запасы, следовательно, сделали числитель уменьшился. Вышеприведенный результат предполагает, что Acuity Brands имеет возможность обслуживать свою краткосрочную задолженность (общие текущие обязательства), без предварительной продажи своих запасов. Поэтому компании не требуется привлекать дополнительное фондирование для погашения краткосрочных обязательств. Таким образом, у эмитента Acuity Brands имеется $1.53 быстрых активов на каждый $1.00 текущих обязательств.

 

Если коэффициент быстрой ликвидности окажется ниже 1.0, то на каждый $1 текущих обязательств приходится меньше $1 текущих активов. Это может создать проблему c исполнением краткосрочных займов, если возникнет трудность с реализацией товарно-материальных запасов. Опять же, как и во всех соотношениях, следует отслеживать коэффициент быстрой ликвидности во времени, а также сравнивать со среднеотраслевыми значениями.

 

 

Чистый оборотный капитал

 

Чистый оборотный капитал = Оборотные активы – Текущие обязательства

Net Working Capital = Current Assets – Current Liabilities

 

Третий коэффициент ликвидности (существуют и другие коэффициенты ликвидности, используемые рейтинговыми агентствами и аналитиками инвестиционных фондов) – расчет чистого оборотного капитала, показанный выше. Этот расчет используется для определения суммы, на которую текущие активы превышают (или меньше) текущие обязательства.

 

Acuity Brands:

Чистый оборотный капитал = $1,246 – $601 = $645 млн.

Allegion:

Чистый оборотный капитал = $1,033 – $461 = $572 млн.

 

Сумма чистого оборотного капитала NWC фактически количественно определяет ликвидность (или платежеспособность) в денежном выражении. В отличие от вышеуказанных двух коэффициентов, которые являются отношениями двух величин, сумма чистого оборотного капитала фактически показывает аналитику объем денежных средств, доступный для финансирования торговых кредиторов. Некоторые компании предпочитают сокращать NWC для погашения долгосрочных кредитов. Однако низкий NWC может повлиять на кредитоспособность эмитента и кредитный рейтинг.

 

Как показано выше, Acuity Brands имеет положительный чистый оборотный капитал в размере $645 млн., что является приемлемым показателем для сектора. Тем не менее, в дальнейшим опытные аналитики изучают 1) объем процентных расходов эмитента, 2) сравнивают их со свободным денежным потоком и EBITDA, 3)  анализируют доступные денежные средства (коэффициент cash ratio рассчитывается как отношение денежных средств к текущим обязательствам). Если компания обладает отрицательным NWC, это означает, что в ближайшие 12 месяцев компания может столкнуться с нехваткой ликвидности для продолжения бизнес деятельности.

 

Однако, зачастую эмитенты имеют договоренности с банками для получения кредитной линии. Поэтому в случае краткосрочной нехватки денежных средств эмитенты могут обратиться к банкам. Информацию о кредитной линии и ее объеме  можно найти в отчетности эмитента – 10Q и 10K, – а также в презентациях компании. Во время conference call по итогам отчетных периодов публичных эмитентов можно спросить руководителей про доступные кредитные линии.