Finopedia

Уругвайский раунд переговоров ВТО: результаты, ГАТТ, соглашения >

Казалось, что Уругвайский раунд обречен на провал. Но, в конце концов, Уругвайский раунд вызвал самую большую реформу мировой торговой системы после того, как ГАТТ был создан в конце Второй мировой войны. И тем не менее, несмотря на его слабый прогресс, Уругвайский раунд действительно привел к важным результатам. В течение только двух лет участникам удалось договориться о пакете сокращений импортных пошлин на тропические продукты, которые в основном экспортируются из развивающихся стран. Страны также пересмотрели правила разрешения споров. Они призвали к регулярным отчетам о торговой политике членов ГАТТ, что считается важным шагом для обеспечения прозрачности торговых режимов во всем мире.

 

 

УРУГВАЙСКИЙ РАУНД ЗАВЕРШИЛ ВСЕ РАУНДЫ?

 

Семена Уругвайского раунда были посеяны в ноябре 1982 года на министерском совещании членов ГАТТ в Женеве. Хотя министры намеревались снова начать крупные переговоры, конференция остановилась на вопросе о сельском хозяйстве, что многими расценивалось как провал. Фактически, программа работы, согласованная министрами, легла в основу того, что должно было стать повесткой дня переговоров в Уругвайском раунде.

 

Тем не менее потребовалось еще четыре года изучения, выяснения вопросов и согласования, прежде чем министры договорились о начале нового раунда. Встреча произошла в сентябре 1986 года в Пунта-дель-Эсте, Уругвай. В конечном итоге была принята повестка дня переговоров, которая охватывала практически все вопросы, связанные с торговой политикой. Переговоры были направлены на расширение торговой системы на несколько новых областей, в частности на торговлю услугами и интеллектуальной собственностью, а также на реформирование торговли в секторах сельского хозяйства и текстиля. Все статьи ГАТТ были пересмотрены. Это был самый большой переговорный мандат по торговле, когда-либо согласованный, и министры дали себе четыре года для его завершения.

 

Два года спустя, в декабре 1988 года, министры снова встретились в Монреале, Канада, для оценки прогресса. Цель состояла в том, чтобы уточнить повестку дня на оставшиеся два года, но переговоры зашли в тупик, который не был разрешен, пока официальные лица не встретились в Женеве в апреле 1989 года.

 

Несмотря на трудности, во время встречи в Монреале министры действительно продвинулись вперед. Приняты

1) уступки в отношении доступа на рынки тропических продуктов, предназначенные для оказания помощи развивающимся странам,

2) упорядоченная система урегулирования споров

3) Механизм обзора торговой политики, который предусматривал первые всеобъемлющие, систематические и регулярные обзоры национальной торговой политики и практики членов ГАТТ.

 

Этот раунд должен был завершиться, когда министры снова встретились в Брюсселе в декабре 1990 года. Но они не согласились с тем, как реформировать сельскохозяйственную торговлю, и решили продолжить переговоры. Уругвайский раунд вступил в самый мрачный период.

 

Несмотря на плохую политическую перспективу, продолжалась значительная часть технической работы, что привело к 1-ому проекту окончательного юридического соглашения. Этот проект  был составлен генеральным директором ГАТТ Артуром Данкелем, который возглавлял переговоры. Договор обсуждали в Женеве в декабре 1991 года. Текст выполнил каждую часть мандата Пунта-дель-Эсте, за одним исключением – в нем не содержались списки обязательств стран-участниц по сокращению импортных пошлин и открытию рынков услуг. Проект стал основой для окончательного соглашения.

 

В течение следующих двух лет переговоры колебались между неудачами и успехом. Появились новые крупные конфликты касательно вопросов сельского хозяйства, сферы услуг, доступа к рынкам, антидемпинговых правил и создания нового учреждения. Различия между Соединенными Штатами и Европейским союзом занимали центральное место в надежде на окончательное, успешное завершение.

 

В ноябре 1992 года США и ЕС урегулировали большинство своих разногласий по сельскому хозяйству в неофициальной сделке, известной как Договор Блэр Хаус. К июлю 1993 года США, ЕС, Япония и Канада объявили о значительном прогрессе в переговорах по тарифам и некоторым смежным темам. К 15 декабря 1993 года окончательно разрешились все вопросы, которые должны быть завершены (хотя некоторые заключительные штрихи были завершены на переговорах через несколько недель). 15 апреля 1994 года сделка была подписана министрами большинства из 123 участвующих правительств на встрече в Марракеше, Марокко.

 

Задержка в подписании договора имела некоторые достоинства. Это позволило переговорам продвинуться дальше, чем было возможно в 1990 году: например, улучшились условия по торговли услуг и интеллектуальной собственности, а также проделан шаг в создании самой Всемирной Торговой Организации. Однако огромная задача завершена, и усталость от переговоров ощущалась в торговых министерствах по всему миру. Трудность достижения соглашения, содержащем почти весь спектр текущих торговых вопросов, привела к выводу о том, что переговоры подобного масштаба больше не возможны. Тем не менее, соглашения Уругвайского раунда содержат расписание для новых переговоров по ряду тем. И к 1996 году некоторые страны открыто призывали к новому раунду в начале следующего столетия. Согласно Марракешскому соглашению страны обязаны возобновить переговоры по сельскому хозяйству и услугам. Новые встречи начались в начале 2000 года и были включены в Повестку дня Дохийского раунда в конце 2001 года.

 

 

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ГАТТ?

 

Всемирная Торговая Организация заменила ГАТТ как международную организацию, но Генеральное соглашение по-прежнему существует в качестве дочернего договора ВТО по торговле товарами, обновленного в результате переговоров по Уругвайскому раунду. Юристы по торговым вопросам проводят различие между 1) ГАТТ 1994 года, 2) обновленными частями ГАТТ и 3) ГАТТ 1947 года (оригинальное соглашение, которое по-прежнему является ядром ГАТТ 1994 года) .

 

Источник: ВТО