Российский кризис 1998 года был действительно продолжением азиатского валютного кризиса 1997 года. Комбинация нескольких обстоятельств, таких как: падение ВВП, снижение цен на нефть, огромный дефицит бюджета и курс валюты, привязанный к укрепляющемуся доллару США, нанесли удар по кредитоспособности российской экономики. Чтобы сохранить привязку к доллару, Россия истратила валютные резервы для покупки рублей. Но поскольку валютные резервы постепенно истощались, стало ясно, что у российского правительства вскоре совсем не останется иностранной валюты. Тогда ЦБ больше не сможет поддерживать привязку рубля к доллару США. После исчерпания своих валютных резервов Россия не исполнила свои обязательства перед внешними кредиторами и девальвировала рубль.
Реформы 1994-1996 гг. и растущий оптимизм
В 1994 году Россия приняла программу стабилизации, чтобы снизить инфляцию до приемлемого уровня. Основным элементом этой программы стабилизации была валютная привязка. Рубль с этого момента должен колебаться в пределах узкого диапазона в размере 5 рублей за один доллар США. Кроме того, программа направлена на сокращение бюджетного дефицита России до менее 3% ВВП к 1998 году. В результате плана стабилизации инфляция снизилась с 197% в 1995 году до 47,7% в 1996 году и 14% в 1997 году. Бюджетный дефицит России также значительно снизился с 11% от ВВП в 1994 году до менее 5% ВВП в 1995 году. Между тем сокращение экономики постепенно прекратилось. Рост ВВП, который с 1991 года был отрицательным, улучшился с –12,6% в 1994 году до –4,1% в 1995 году и до –3,6% в 1996 году. В 1997 году ВВП даже вырос на 1,4%.
В дополнение к программе стабилизации ряд других факторов также способствовал росту оптимизма:
- В 1993 году был установлен рынок рублевых государственных облигаций, называемый ГКО (государственные краткосрочные облигации). Это обеспечило правительству дополнительные, неинфляционные средства для финансирования своего бюджетного дефицита.
- Как Всемирный банк, так и Международный валютный фонд (МВФ) поддержали российскую экономику, предоставив финансовую помощь, которая свидетельствовала об улучшении отношений с Западом. Кроме того, готовность правительства вступить в переговоры о реструктуризации долга стран бывшего Советского Союза в апреле 1996 года оказала положительное влияние на доверие иностранных инвесторов;
- Международные цены на нефть, основной экспортный продукт России, начали восстанавливаться.
В результате позитивных экономических событий настроения на рынке относительно перспектив развития российской экономики улучшились. Это совпало с ослаблением ограничений на иностранные инвестиции. В начале 1997 года иностранцы получили доступ к рынку ГКО. Иностранные инвесторы с энтузиазмом встретили такое решение, и в I квартале 1997 года резко возросли объемы притока иностранного капитала на локальный рынок. Кроме того, повысился и кредитный рейтинг России, что позволило стране привлекать более дешевое финансирование. Валютные резервы выросли с $15,3 млрд. в 1996 году до $24,5 млрд. в середине 1997 года.
Азиатский кризис в 1997-1998 гг.
Однако в IV квартале 1997 года, настроения на фондовом рынке резко ухудшились в результате азиатского кризиса, начавшегося с краха тайского бата в июле 1997 года и вскоре распространившегося на несколько азиатских стран. В ноябре 1997 года, вскоре после начала азиатского кризиса, российский рубль подвергся спекулятивной атаке. Центральный банк России провел интервенцию и потерял почти $6 млрд. резервов. Объем ЗВР снизились с $23,1 млрд. в III квартале 1997 года до $17,8 млрд. в IV квартале того же года. Цены на сырье начали падать в результате паники. Уменьшение спроса на цветные металлы вкупе с падением цен на нефть негативно повлияло на дефицит бюджета России, а также на сальдо счета текущих операций, который во II квартале 1997 года оказался в дефиците.
Внутренние причины кризиса в России
Постепенно инвесторы начали понимать, что фундаментальные показатели России слабы. Во-первых, налоговая выручка в России была низкой, а суммарный государственный доход составлял лишь 15% от ВВП в 1997 году. Таким образом, правительство не может обеспечивать страну необходимой инфраструктурой, включая транспорт, энергетику и коммунальные услуги. Более того, между различными регионами возникли разногласия по распределению налогов, поскольку доля региональных налоговых поступлений выросла, в отличие от федеральных доходов.
Периодические попытки улучшить поступление налогов приводили лишь к уклонению от налогов, оттоку капитала, росту теневого сектора и коррупции. Кроме того, только 40% работающего населения оплачивалось в полной степени и своевременно. В результате бартер стал важной частью российской экономики. По разным оценкам до 50-75% торговли приняли форму бартера в 1997 году. Более того, первая война в Чечне, которая стоила приблизительно $5,5 млрд., оказала давление на государственный бюджет.
Разгар кризиса
К середине 1998 года ликвидность на финансовых рынках исчезла, а баланс текущего счета в России снизился до –3.4%, и цены на нефть продолжали падать. Стремясь поддержать рубль и предотвратить бегство капитала, Центральный банк повысил процентную ставку до 150%. В июле 1998 года ежемесячные процентные платежи по российскому долгу на 40% превышали ежемесячную налоговую выручку. Таким образом, долг мог финансироваться только за счет привлечения нового долга. Дальнейшее неодобрение антикризисного плана парламентом полностью подорвало доверие инвесторов, что вызвало сильное давление на рубль. В период с октября 1997 года по август 1998 года правительство израсходовало $7 млрд. резервов для поддержания режима обменного курса. Однако это не предотвратило вспышку кризиса в августе 1998 года.
Кризис начался 17 августа 1998 года, когда правительство премьер-министра Кириенко 1) отказалось от защиты фиксированного курса рубля по отношению к доллару, 2) потребовало реструктуризацию государственного долга и 3) объявило 90-дневный мораторий на внешние долговые платежи, что по сути, означало дефолт. Эти действия поставили президента Ельцина в неудобное положение: всего за три дня до этого, он объявил что правительство сохранит курс рубля. 23 августа 1998 года Ельцин уволил Кириенко и его правительство. В конце концов, 10 сентября 1998 года Ельцин назначил министра иностранных дел Евгения Примакова на пост премьер-министра, который был утвержден на эту должность Думой 11 сентября.
Тем временем российское правительство обратилось к международному финансовому сообществу за помощью. После обсуждений c МВФ 13 июля 1998 года, было заключено соглашении на сумму $17 млрд. в виде предоставления кредитов. В пакет включены кредиты в размере $11,6 млрд. от МВФ, $4,0 млрд. от Всемирного банка и $1,5 млрд. от Японии. Кредиты должны были быть предоставлены в течение 1999 года. Если взять в расчет дополнительную доступную кредитную линию (committed credit facility) в размере $5,6 млрд., то пакет помощи достигал $22,6 млрд. Затем Международный Валютный Фонд передал России $4,8 млрд. в качестве первого транша. Однако дальнейшая помощь была приостановлена (второй транш должен был быть предоставлен 15 сентября) из-за неспособности российского правительства выполнить условия соглашений.
Правительство Примакова приняло антикризисный план в конце октября 1998 года для стабилизации экономики. В плане предусматривались субсидии для сектора производства продуктов питания, медикаментов и других товаров, считающихся критическими для населения. Более строгому контролю подвергалась деятельность так называемых естественных монополий – компаний, связанных с природным газом, электричеством и железными дорогами. Вводился контроль за использованием и хранением иностранной валюты. План предполагал реструктуризацию банковского сектора и налоговой системы, и сокращение задолженности по заработной плате и пенсиям.
Цели антикризисного плана лежали в основе бюджетного предложения на 1999 год, которое предложило правительство Примакова. Дума утвердила бюджет 5 февраля 1999 года.
Хронология событий
I. Азиатский кризис: предшественник российского кризиса
- Июль 1997 года – девальвация Таиландского бата
- Декабрь 1997 года – девальвация корейской воны
После девальвации тайского бата в июле 1997 года одной азиатской стране за другой пришлось резко повысить процентные ставки, чтобы избежать девальвации валюты. Комбинация высоких процентных ставок и обесценение валюты, которые повысили бремя внешнего долга, спровоцировала финансовый кризис. Подробнее об азиатском кризисе, причинах и роли МВФ можно ознакомиться в Азиатский кризис 1997-1998: причины, решения, уроки.
II. Дефолт России
- Конец октября 1997 года. Давление на рубль усиливается в результате азиатского кризиса
- Декабрь 1997 года. Валютное давление временно ослабевает в России
- 19 декабря 1997 года. Суверенные рейтинги агентства Standard and Poor's: долгосрочный - «BB-», Прогноз – отрицательный, краткосрочный – «B»
- Январь 1998 г. Давления на рубль возвращается. Центральный банк вынужден повысить процентную ставку, ужесточить резервные требования к депозитам в иностранной валюте и провести интервенцию на валютном рынке и рынке казначейских облигаций
- Конец мая 1998 года. Процентные ставки в России увеличились до 150%. Правительство России объявляет изменения в бюджете 1998 года, в том числе сокращение расходов на 20% и новые инициативы по увеличению доходов
- В начале июня 1998 года. Объявления о монетарной политике временно ослабляют напряженность, допускают частичное отмену более ранних повышений процентных ставок
- 9 июня 1998 года – суверенные рейтинги S&P: долгосрочный – «B +», прогноз – стабильный, краткосрочный – «В»
- В конце июня 1998 года российские власти обнародовали антикризисную программу, направленную на увеличение налоговых поступлений, сокращение расходов и ускорение структурных реформ
- В середине июля 1998 года российские власти ввели дополнительный пакет мер в контексте соглашений с МВФ
- 20 июля 1998 года. МВФ предоставил первый транш в размере $4,8 млрд.
- В конце июля 1998 года. Первоначальные последствия этого пакета положительные: цены на акции поднимаются на 30%, ставки казначейских облигаций снижаются с 100% до 50%, падают ставки рефинансирования ЦБ с 80% до 60%
- В начале августа 1998 года - Дума не одобряет новую программу реформ. Президент заставил наложить вето на несколько мер Думы и ввести другие декреты
- 13 августа 1998 года - суверенные рейтинги S&P: долгосрочный – «B-», прогноз – отрицательный, краткосрочный – «С»
- 14 августа 1998 года - средние доходности по казначейским облигациям составляют около 300%, международные резервы – менее $15 млрд., российские банки не могут погасить обязательства. Россия на пороге масштабного банковского и валютного кризиса
- 15 августа 1998 года - Борис Ельцин заявляет, что девальвация рубля не произойдет
- 17 августа 1998 года - дефолт российского правительства по казначейским облигациям ГКО, Россия объявляет 90-дневный мораторий на платежи по внешнему долгу, покидает коридор обменного курса рубля
- 17 августа 1998 года. Суверенные рейтинги S&P понизились: долгосрочный – «CCC», прогноз – отрицательный, краткосрочный – «С»
- 21 августа 1998 года. После интенсивного вмешательства в поддержку слабого рубля международные резервы России упали до $13,5 млрд.
- 26 августа 1998 года. После интенсивного вмешательства Центральный банк России объявил, что он прекратит продажу долларов США и приостановит торговлю рубля на основных биржах
- В конце августа 1998 года правительство Кириенко распущено, финансовый кризис усиливается
- 1 сентября 1998 года. Россия является крупнейшим заемщиком МВФ, при этом общая сумма кредитов на эту дату составляет почти $18,8 млрд.
- 2 сентября 1998 года – Центральный банк России отказался от коридора обменного курса, рубль свободно торгуется
- 16 сентября 1998 года - суверенные рейтинги от Standard and Poor's: долгосрочный – «CCC-» (самый низкий), прогноз – отрицательный, краткосрочный – «С»
- Январь 1999 года. Moody's оценивает финансовую устойчивость («E») и кредитные рейтинги («Ca») российских банков на минимально возможных уровнях, большинство банков являются неустойчивыми
- 15 января 1999 года. Центральный банк России возобновляет торги на внутреннем долговом рынке. Новые ценные бумаги должны использоваться при реструктуризации замороженных ГКО и других долговых инструментов
- 27 января 1999 года – суверенные рейтинги от агентства S&P: долгосрочный – «выборочный дефолт», краткосрочный – «выборочный дефолт»
- 5 февраля 1999 года. Бюджет 1999 года был принят Думой в четвертом и последнем чтении. Дефицит составит 2,5% от ВВП. Ожидается, что правительство получит $7 млрд. внешних займов для обслуживания текущего долг.