Кризис в еврозоне начался, когда инвесторы стали беспокоиться о повышении уровня суверенного долга. По мере роста закредитованности, премия за кредитный риск выросла, доходность суверенных облигаций увеличилась и наложила еще большую нагрузку на национальные бюджеты. Регуляторы отметили эти тенденции и быстро создали пакет помощи в размере 750 миллиардов евро. Однако кризис по-прежнему сохранился до 2018 года в значительной степени из-за политических разногласий и отсутствия согласованного плана среди государств-членов для более эффективного решения этой проблемы.
В этой статье мы рассмотрим некоторые из основных причин кризиса в еврозоне и возможные решения для устранения проблемы в ближайшие годы.
ДАТЫ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА В ЕВРОЗОНЕ
Многие эксперты согласны с тем, что кризис в еврозоне начался в конце 2009 года, когда Греция признала, что ее долг достиг 300 миллиардов евро и составляет примерно 113% от его валового внутреннего продукта (ВВП). Долг продолжал расти, несмотря на предупреждения Европейского союза (ЕС) нескольким странам об их чрезмерном уровне задолженности, который должен был быть ограничен 60% ВВП, согласно Маастрихтскому договору. Если темпы роста экономики замедлятся, эти страны едва ли смогут исполнять обязательства перед кредиторами с процентами.
В начале 2010 года ЕС отметил несколько нарушений в системах учета в Греции, что привело к пересмотру его бюджетного дефицита. Рейтинговые агентства быстро понизили кредитный рейтинг страны, что привело к возникновению аналогичных проблем в отношении других проблемных стран в еврозоне, включая Португалию, Ирландию, Италию и Испанию, которые имели аналогичный высокий уровень суверенного долга.
Если бы эти страны также манипулировали методами бухгалтерского учета, проблема могла бы распространиться на остальную часть региона.
Негативные настроения заставили инвесторов требовать более высокую доходность по суверенным облигациям, что, конечно же, усугубило проблему за счет увеличения стоимости заимствований. Более высокая доходность также привела к снижению цен на облигации. Это означало, что крупные страны и многие банки еврозоны, владеющие этими суверенными облигациями, начали терять деньги.
Регулирующие требования Базеля для этих банков требовали от них 1) списать эти активы, а затем 2) повысить их резервные коэффициенты. Таким образом банкам пришлось существенно ограничить кредитование и сократить баланс, что создало нагрузку на ликвидность во всей банковской системе. Межбанковская ставка LIBOR резко подскочила.
После скромного пакета помощи Международного валютного фонда лидеры еврозоны договорились об 1) утверждении пакета поддержки в размере 750 миллиардов евро и создали 2) Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) в мае 2010 года. В конце концов, этот фонд был увеличен до 1 триллиона евро в феврале 2012 года, в то время как для пресечения кризиса были также приняты и другие меры – резкое сокращение бюджетных расходов. Эти меры были подвергнуты высокой критике и непопулярны среди более успешных экономик, таких как Германия.
Страны, получающие финансовые средства от Европейского фонда стабильности, обязывались реализовать жесткие меры по экономии, направленные на контроль за бюджетным дефицитом и уровнем государственного долга. В конечном итоге это привело к массовым протестам население на протяжении 2010, 2011 и 2012 годов, которые завершились избранием новых лидеров во Франции и Греции.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ КРИЗИСА В ЕВРОЗОНЕ
Неспособность урегулировать кризис в еврозоне в значительной степени объясняется отсутствием политического консенсуса в отношении мер, которые необходимо было принять. Богатые страны, такие как Германия, настаивали на жестких мерах, направленных на снижение уровня задолженности. В то время как более бедные страны, фактически сталкивающиеся с проблемами, жалуются на то, что жесткая экономия еще больше препятствует перспективам экономического роста.
Жесткие меры экономии исключают возможность для экономического развития и еще сильнее ограничивают потребление.
Евробонд (не путать с еврооблигациями) был предложен как радикальное решение – долговая ценная бумага, которая была совместно выпущена всеми странами-членами еврозоны. Эти облигации торгуются с низкой доходностью, позволят странам более эффективно финансировать свой выход из проблем и устранят необходимость дополнительных дорогостоящих выплат. Однако беспокойства инвесторов были смягчены с течением времени, когда дефляция укрепилась, а облигации стали безрисковым активом.
Некоторые эксперты также полагали, что доступ к финансированию с низкой процентной ставкой по задолженности устранит необходимость того, чтобы страны подвергались жесткой экономии. Жесткая экономия не решает сложившихся проблем, а только отталкивает на более дальний срок неизбежный день исполнения обязательств. Между тем, таким странам, как Германия и Франция, придется понести все бремя в случае каких-либо дефолтов. Такое положение Германии и Франции объясняется механизмом работы системы Target2, через которую периферийные страны кредитуются за счет Германии.
Однако в последние годы основной проблемой является длительная дефляция, которая также может замедлить экономический рост.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
- Кризис в еврозоне возник из-за высокого уровня суверенного долга, возникшего в результате продолжительного периода бюджетного дефицита.
- Озабоченность по поводу высоких доходностей облигаций в последние годы снизилась, поскольку дефляция охватила глобальную экономику и вынудила инвесторов снизить требования к доходностям облигаций.
- Окончательный выход еврозоны из кризиса остается под вопросом, поскольку регион продолжает бороться за поиск пути к устойчивому экономическому росту.
Источник: TheBalance