Коэффициент Цена/Прибыль (по англ. P/E ratio) сравнивает рыночную цену акций компании с прибылью на акцию. Это соотношение показывает, сколько инвесторы готовы заплатить за компанию относительно ее прибыли. Очень высокий показатель (характерен для технологического сектора) указывает на то, что инвесторы ожидают роста прибыли компании ближайшие годы, а низкий – указывает на обратное. Если коэффициент Цена/Прибыль уже высок, то вероятность роста цены акции невелика, поэтому существует значительный риск снижения цены акции.
Цена акции зависит преимущественно от будущих ожиданий инвесторов по таким вопросам, как новые патенты, новые продукты, изменения в законах, влияющих на компанию, и так далее.
Можно построить ожидаемый коэффициент прибыли, разделив будущие прогнозируемые доходы на текущую рыночную цену акции. Это не означает, что коэффициент P/E действительно будет находиться на прогнозируемом уровне, но является хорошей основой для принятия решения относительно недооценке или переоценке акции.
Если по итогам последнего отчетного года эмитент зафиксировал убытки, то у него вообще нет коэффициента Цена/Прибыль.
Формула
Коэффициент P/E можно рассчитать одним из следующих способов:
1) разделить спотовую цену акции на прибыль за 1 акцию (earnings per share)
Текущая рыночная цена за акцию ÷ Прибыль на акцию
2) разделить рыночную капитализацию (market cap) эмитента на чистую прибыль всей компании после выплаты налогов.
Текущая капитализация компании ÷ Чистая прибыль после налогообложения
Прибыль, указанная в знаменателе, относится к предыдущим 12 месяцам. Результаты обоих вычислений одинаковы.
Пример
Например, обыкновенные акции Unilever в мае 2018 года торговались на уровне $55.68 на Нью Йоркской бирже NYSE. По итогам последних 12-ти месяцев доходы компании на одну акцию составляют $2.66. Таким образом, соотношение цены и прибыли:
P/E = $55.66 ÷ $2.66 = 20.93
Практические замечания аналитиков
Аналитикам необходимо иметь ввиду некоторые ограничения при использовании P/E коэффициента:
- Информацией о доходах можно манипулировать путем ускорения или отсрочки признания расходов. Также бухгалтера могут использовать различные схемы признания доходов. Более точный и подходящий показатель при оценке стоимости эмитента ценности, который используют аналитики, – это соотношение цены и денежного потока (Price/Cash flow ratio). Денежный поток является гораздо более адекватным и достоверным показателем результата деятельности компании.
- Изменения коэффициента Цена/Прибыль, как правило, влияют на каждую компанию в отрасли одновременно, поскольку все они подвержены тем же рыночным факторам с небольшими различиями между различными компаниями. Таким образом, увеличение соотношения цены и прибыли не может быть причиной успеха лишь одного эмитента вследствие благоприятных перспектив развития, поскольку изменение P/E коэффициента может быть вызвано не действиями отдельной компании, а изменением бизнес среды в целом.
- Еще одна проблема с коэффициентом доходности цены заключается в том, что цена может резко колебаться в краткосрочной перспективе, так как такие факторы, как слухи о поглощении и крупные заказы клиентов, приводят к краткосрочному ажиотажу инвесторов и трейдеров вокруг компании и влияют на цену. Следовательно, фундаментальное значение P/E коэффициента может быть значительно иным, если краткосрочный позитив рассеется.