Введение
В основе Европейского Союза лежит ряд правовых договоров между его государствами-членами. Первый договор, который учредило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), был подписан в Риме в 1957 году. За ним последовали еще пять договоров:
1) Единый европейский акт (1986)
2) Маастрихтский договор (1992)
3) Амстердамский договор (1997)
4) Ниццкий договор (2001)
5) Лиссабонский договор (2007).
В 2003 году ЕС подготовил проект конституционного договора, призванный заменить все существующие договоры единственным юридическим документом, регулирующим деятельность ЕС. Однако после голосования против него во время референдумов во Франции и Нидерландах в 2005 году Лиссабонский договор был подготовлен в качестве замены. Новый договор был спорным из-за его сходства с несостоявшейся конституцией ЕС и, как таковой, был отклонен на референдуме в Ирландии в 2008 году. Однако впоследствии он был ратифицирован после второго успешного референдума в Ирландии. Лиссабонский договор вступил в действие в декабре 2009 года.
Римский договор (1957)
Римский договор был основополагающим договором Европейского экономического сообщества, которое впоследствии переросло в ЕС. Согласно условиям договора были созданы четыре учреждения – Комиссия, Совет министров, Европейский парламент и Европейский суд. Договор в основном касался экономического сотрудничества. Он попытался наладить более тесное сотрудничество по целому ряду экономических и торговых вопросов: от сельского хозяйства до иностранной помощи, торговлю, налогообложение. Римский договор также изложил более широкое политическое видение более тесного союза между странами с целью устранения барьеров, которые делят Европу.
Единый европейский закон (1986)
Единый европейский закон был первой попыткой государств-членов внести поправки в договоренности, достигнутые в соответствии с Римским договором. Основная функция его состояла в том, чтобы установить крайний срок для создания полного единого рынка к 1992 году. Закон исключил множество ограничений в целом ряде областей частного предпринимательства, а также в государственном секторе. Он также способствовал более глубокой интеграции, облегчая принятие законов, укрепление парламента ЕС и закладывание основ для европейской внешней политики.
Маастрихтский договор (1992)
Маастрихтский договор запустил два масштабных процесса: 1) расширение обязанностей Европейского сообщества и 2) углубление интеграции. Договор вносил поправки в положения Римского договора, в то же время продвигая повестку дня, изложенную в рамках Единого европейского закона, для углубления “Европейского политического союза” (ЕПВ), в первую очередь в области социальной политики и Экономического и валютного союза. Он также представил новую модель для Сообщества, основанную на трех столпах, которые, в широком смысле, охватывали экономические отношения, внешнюю политику, юриспруденцию и внутренние дела:
1) Европейские экономические сообщества – ЕЭС
2) Общая внешняя политика и политика безопасности
3) Общая политика в области внутренних дел и правосудия.
Маастрихтский договор предоставил парламенту ЕС большее влияние на принятие решений в рамках процедуры совместного решения, разработало концепцию европейского гражданства и установило принцип субсидиарности. Он также изменил название организации на “Европейский союз” (ЕС).
Маастрихтские критерии конвергенции – экономические условия для вступления в Еврозону. Они помогают проверить готовность страны к интеграции.
Амстердамский договор (1997)
Амстердамский договор в значительной степени был попыткой укрепить связи и решить проблемы в регионе, оставшиеся незатронутыми в Маастрихтском договоре. Наиболее символически важным жестом Амстердамского договора были требования или рамки, которые установлены для будущего присоединения десяти новых государств-членов, главным образом из бывшей коммунистической Восточной Европы.
Договор внедрил Шенгенскую конвенцию в законодательство ЕС, создав открытые границы между 12 государствами-членами и расширил роль общей внешней политики и политики безопасности, делегировав обязанности и ответственность по внешнеполитическим вопросам отдельному представителю. Однако, самое главное, Амстердамский договор изменил процесс принятия решений в ЕС, расширив диапазон решений, которые может охватывать процедура голосования квалифицированным большинством (qualified majority voting). Данная процедура предполагает выполнение 2-х условий:
1) 55% стран голосуют за принятие закона
2) закон принимается, если страны, поддерживающие принятие закона, представляют более 65% всего населения Европейского союз
Ниццкий договор (2001)
Ниццкий договор – дальнейшая попытка найти эффективные способы совершенствования процесса европейской интеграции. Большая часть текста Договора была связана с реформированием процесса принятия решений в ЕС. Ниццкий договор распространил процедуру QMV в Совете ЕС, изменил способ избрания президента Комиссии, предоставил президенту право увольнять отдельных членов Комиссии и устанавливать лимиты численности уполномоченных и депутатов Европарламента. Наконец, договор заявил, что должна быть создана другая Межправительственная конференция для разработки конституции ЕС.
Лиссабонский договор (2007)
Лиссабонский договор был разработан для замены отклоненной конституции ЕС. Договор разъяснил роль европейских органов и институтов, четко сформулировал цели ЕС и усилил меры по достижению этих целей. Таким образом, он изменил способ принятия решений ЕС и отменил структуру столпов, изложенную в Маастрихтском договоре. Он расширил области, в которых Комиссия может предлагать законодательство, сделал QMV методом голосования по умолчанию в Совете и создал две высокопоставленные должности: Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и Постоянный председатель Европейского совета, предоставляя ЕС большую правовую независимость для заключения новых соглашений. Это привело к принятию Хартии фундаментальных прав (Charter of fundamental rights) в европейском законодательстве, в котором были установлены стандарты прав человека для всех стран ЕС (Польша, Великобритания и Чешская Республика отказались от последствий CFR).
Ирландия и Великобритания также получили право выбирать или исключать любую политику во всей области правосудия и внутренних дел. После отказа Ирландии от Лиссабонского договора в 2008 году были добавлены протоколы для обеспечения гарантий военного нейтралитета Ирландии и этических вопросов. Наконец, в Договоре впервые изложена процедура, согласно которой государства могут прекратить членство в Европейском союзе).