Определение: чистая прибыль, также называется доходом, прибылью, – финансовый результат деятельности компании, когда выручка превышает общие расходы. Другими словами, чистая прибыль – это итоговая прибыль компании. Это доход, который остается после того, как все расходы оплачены. Если выручка меньше общих расходов, у компании будет зафиксирован убыток вместо чистой прибыли. Чистая прибыль рассчитывается путем вычитания общих расходов из общих доходов.
Что означает чистая прибыль?
Чистую прибыль можно обнаружить в нижней части отчета о прибылях и убытках после вычитания 1) себестоимости реализованной продукции и 2) операционных расходов.
Разница между валовым и чистым доходом
Для компании валовый доход (по англ. Gross Income) или валовая прибыль, рассчитывается путем вычета себестоимости реализованной продукции из выручки. Таким образом, валовая прибыль – это сумма, которую бизнес зарабатывает от продажи товаров или услуг до вычета административных, налоговых и других расходов. Для компании чистая прибыль – это остаточная сумма после того, как все расходы были вычтены из выручки. Таким образом, валовая прибыль представляет собой промежуточный показатель прибыли до того, как будут вычтены все остальные операционные расходы, а чистая прибыль – окончательная сумма прибыли или убытка после вычета всех расходов.
Пример. Выручка бизнеса составила $12 млн., себестоимость проданных товаров – $6.5 млн., а расходы на продажу, административные расходы, амортизация, налоги, проценты по кредитам – $2.4 млн.
Валовый доход составляет $5.5 млн. ($12 – $6.5), а чистый доход – $3.1 ($12 – $6.5 – $2.4). |
Основным недостатком в использовании валового и чистого дохода для бизнеса является то, что показатель валового дохода, скорее всего, будет тесно связан с результатами операций, в то время как чистая прибыль может включать в себя различные неоперационные расходы и доходы. Таким образом, два показателя прибыли основаны на разной информации и используются в различных типах анализа для различных целей.
Что такое маржа чистой прибыли?
Маржа чистой прибыли (также известная как “Рентабельность чистой прибыли” и “Рентабельность продаж”, англ. Net Profit Margin) представляет собой коэффициент, используемый для расчета соотношения чистой прибыли к общей выручке.
Рентабельность чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка
Коэффициент прибыли разных компании может отличаться в зависимости от того, к какой отрасли принадлежит компания.
Чистая прибыль рассчитывается путем вычета всех расходов компании из общей выручки. Результат расчета маржи прибыли – это процентная ставка – например, 15%-ная рентабельность чистой прибыли.
Примеры
Пример 1. Компания А и Б работают в одной отрасли. Какая компания имеет более высокую маржу чистой прибыли? |
|
Компания А |
Компания Б |
|
Выручка |
$250 |
$470 |
|
Себестоимость продаж |
$100 |
$250 |
|
Валовая прибыль |
$150 |
$220 |
|
Операционные расходы |
$10 |
$30 |
|
Операционный доход |
$140 |
$190 |
|
Процентны по кредитам |
$5 |
$20 |
|
Налоги |
$41 |
$51 |
|
Чистая прибыль |
$95 |
$119 |
|
Компания А = Чистая прибыль / Выручка = $95 / $250 = 37.8%
Компания А = Чистая прибыль / Выручка = $119 / $470 = 25.3%
Компания А имеет более высокий показатель рентабельности чистой прибыли.
Пример 2. Компания A и Компания Б имеют маржу чистой прибыли в размере 17% и 20% соответственно. Обе компании продали товары на сумму $450 тыс. в 2016 году. Рассчитайте чистую прибыль для каждой компании |
Компания A = Маржа чистой прибыли * Выручка = 17% * $450 = $76.5 тыс.
Компания B = Маржа чистой прибыли * Выручка = 20% * $450 = $ 90 тыс.
Анализ рентабельности продаж
Коэффициент рентабельности продаж используется 1) для анализа способности компании генерировать доходы относительно конкурентов и исторической динамики, а также 2) при рассмотрении потенциальных проектов и 3) финансовом моделировании.
Маржа чистой прибыли является полезным показателем общего успеха фирмы и обычно указывается в процентах. Однако имейте в виду, что один показатель редко бывает достаточным, чтобы определить общую производительность компании. Увеличение выручки может привести к убыткам, если за этим последует увеличение расходов. С другой стороны, снижение выручки, сопровождаемое жестким контролем над расходами, может повысить рентабельность и прибыль.
Другие ключевые показатели рентабельности – это EBITDA и валовая прибыль (по англ. Gross Income).