Паритет покупательной способности: определение, метод расчета, примеры | Finopedia

Паритет покупательной способности: определение, метод расчета, примеры

Автор: Роман

Паритет покупательной способности (Purchasing Power Parity) – это теория, предполагающая, что обменные курсы между валютами находятся в равновесии, когда их покупательная способность одинакова в каждой из двух стран. Это означает, что обменный курс между двумя странами должен равняться отношению уровня цен двух стран к фиксированной корзине товаров и услуг. Когда уровень цен в стране повышается (например, страна испытывает инфляцию), курс валюты страны должен скорректироваться, чтобы сбалансировать паритет покупательной способности.

 

Основой для ППС является закон одной цены. В отсутствие транспортных и других транзакционных издержек конкурентные рынки будут выравнивать цену одинакового товара в двух странах. Например, конкретный утюг, который продается за 300 евро в Берлине, должен стоить $450 в Сан Франциско, если обменный курс между Германией и США составляет 1,50 USD/ EUR. Если бы цена на утюг в Берлине составляла всего 250 EUR, потребители из Сан Франциско предпочли бы купить телевизор в Берлине. Если этот процесс (называемый арбитраж) осуществляется в широких масштабах, потребители США, покупающие немецкие товары, будут повысят стоимость евро до равновесного значения, что сделает немецкие товары более дорогими. Этот процесс продолжится до тех пор, пока товары снова не будут иметь одинаковую цену.

 

Есть 3 предостережения касательно закона одной цены.

(1) Как упоминалось выше, транспортные издержки, барьеры для торговли и другие транзакционные издержки могут быть значительными.

(2) Обе страны должны обладать конкурентными рынками товаров и услуг.

(3) Закон одной цены применяется только к товарным товарам. Неподвижные товары, такие как дома, и многие услуги, имеющие локальное значение, конечно же, не продаются между странами.

 

Экономисты используют 2 версии паритета покупательной способности: 1) абсолютный ППС и 2) относительный ППС. Абсолютный ППС был описан в предыдущем абзаце, он относится к выравниванию уровней цен в разных странах. Формально, обменный курс между Германией и США равен уровню цен в США, разделенному на уровень цен в Германии. Предположим, что отношение уровня цены PUSD/PEUR подразумевает обменный курс ППС, равный 1,3 USD за 1 EUR. Если нынешний обменный курс EUSD/EUR составляет 1,5 USD за 1 евро, теория ППС предполагает, что EUR должен ослабеть по отношению к доллару США, а доллар США, в свою очередь, должен в конце концов укрепиться.

 

Относительный паритет покупательной способности принимает во внимание темпы изменения уровня цен, то есть инфляцию. Это предполагает, что изменение курса валюты равно разнице в инфляции между странами. Например, если в Германии уровень инфляции составляет 1%, а инфляция в США равна 3%, доллар США будет обесцениваться против евро на 2% в год. Это предложение имеет эмпирические подтверждения, особенно когда разница в инфляциях велика.

 

 

Определяет ли ППС обменные курсы в краткосрочной перспективе?

 

Нет. Движения обменных курсов в краткосрочной перспективе связаны с новостями. Анонсы изменений процентных ставок, изменения в восприятии темпов роста ВВП и т. д. – все это факторы, которые способствуют движению курса в краткосрочной перспективе. ППС, для сравнения, описывает долгосрочное поведение обменных курсов. Экономические факторы в конечном итоге сбалансируют покупательную способность валют. Однако этот процесс может занять несколько лет. Типичный временной горизонт составляет 4-10 лет.

 

 

Как рассчитывается паритет покупательной способности?

 

Самый простой способ рассчитать паритет покупательной способности между двумя странами – сравнить цену стандартного товара, который фактически идентичен между странами. Каждый год журнал The Economist публикует упрощенную версию ППС: Индекс гамбургера, который сравнивает стоимость гамбургера в McDonald's по всему миру. Более сложные версии ППС рассматривают большое количество товаров и услуг. Одна из ключевых проблем заключается в том, что люди в разных странах пользуются очень разными наборами товаров и услуг, что затрудняет сравнение покупательной способности между странами.