Картель и олигополия: определение, особенности, недостатки | Finopedia

Картель и олигополия: определение, особенности, недостатки

Автор: Роман

Что такое картель?

 

Картель – это группа фирм, действующих согласованно, чтобы ограничить конкуренцию. Группа производителей может договориться не продавать продукцию ниже заданной цены или ограничивать выпуск товара (что увеличит цену при неизменном спросе) или распределить между собой рынки сбыта. Действуя согласованно, фирмы оказывать влияние на рынок как монополии.

 

В целом, картели являются незаконными в любой экономике, которая стремится к свободному рынку. Антимонопольные законы предназначены именно для предотвращения картелей. Однако существуют различные исключения для поддержания системы картелей в отдельных отраслях. Некоторые картели на международных рынках управляются национальными правительствами. Лучшим примером этого является нефтяной картель ОПЕК. ОПЕК устанавливает квоты на добычу, но не на цены продаж. Однако, поскольку цена зависит от предложения, эффект тот же.

 

Трудно обеспечить соблюдение антимонопольных законов, направленных на ограничение влияния картелей на рынок. Одна из проблем антимонопольного законодательства – доказать сам факт сговора. Любые дискуссии между членами незаконного картеля, скорее всего, будет проводиться тайно. А продажа продукции нескольких компаний по аналогичным ценам возможна и при нормальном конкурентном рынке. Даже подозрительно высокая рентабельность может быть объяснена олигополистическим рынком. И именно на олигополистических рынках картели из-за небольшого числа крупных конкурентов могут скрытно сотрудничать.

 

 

Особенности олигополии

 

Олигополия – это рыночная структура с небольшим количеством продавцов. В отличие от совершенной конкуренции, монополии и монополистической конкуренции, олигополия требует стратегического мышления.

 

В условиях совершенной конкуренции, монополии и монополистической конкуренции, продавец сталкивается с четко выраженной кривая спроса на ее продукцию. Поэтому количество производимой продукции будет определяться, исходя из уравнения:

 

Marginal Revenue = Мarginal Сost

 

то есть маржинальная выручка равняется маржинальным затратам. Продавец не беспокоится о поведении других компаний, так как либо 1) продавец ничтожно мал, поэтому изменение объемов выпуска не будет иметь решающего воздействия на кривую предложения либо 2) является монополистом и сам полностью контролирует кривую предложения.

 

При олигополии продавец достаточно велик и занимает существенную долю рынка, поэтому может влиять на ценовую конъюнктуру. Компания должна реагировать на действия и меры своих конкурентов, но и в то же время конкуренты реагируют на ценовую и производственную политику компании. На рынках олигополии существует баланс между сотрудничеством и личными интересами. Если все фирмы временно ограничат выпуск продукции, цена впоследствии вырастет, и тогда у фирм появится стимул для увеличения объемов производства. Теория игр – дисциплина, которая исследует поведение предприятий и потребителей для нахождения равновесия и максимизации прибыли.