Когда японский премьер-министр Синдзо Абэ был избран на пост 26 декабря 2012 года, он обещал провести меры по денежно-кредитной политике, фискальной политике и структурных экономических реформ, направленных на решение макроэкономических проблем Японии. Эти меры были названы экономистами и средствами массовой информации как “Абэномика” – комбинация фамилии лидера “Абэ” и термин “экономика”.
Nikkei вырос более чем на 70% после того, как программа была объявлена в первой половине 2013 года, в то время как японская йена ослабла с 77 йен за доллар осенью до более чем 100 йен к доллару.
Показатели валового внутреннего продукта в 1-ом квартале 2013 года также оказались многообещающими для многих инвесторов. К сожалению, эти ранние достижения были недолговечными, и проблемы страны могут быть далеки от завершения.
В этой статье мы рассмотрим 3 основных компонента Абэномики, результаты этих мер и вероятные последствия на ближайшие годы.
Реформы денежно-кредитной политики
Ранний успех Абэномики основывался на реформах денежно-кредитной политики, направленных на снижение реальных процентных ставок и повышение уровня инфляции. После 10-ти летнего периода дефляции и стагфляции экономика страны изо всех сил пыталась конкурировать на внешних рынках. Статус безопасной японской йены после 2008 года не помог, так как резко снизились цены на его экспорт.
Под руководством Харухико Курода Банк Японии провел первый раунд количественного смягчения (quantitative easing) в 2013 году. В результате чего баланс ЦБ удвоился. Но с инфляцией, стагнирующей ниже 1% в 2017 году, банк перешел во вторую фазу QE, состоящую из ежегодных закупок активов в размере $660 миллиардов. По словам Куроды, покупки будут продолжаться до достижения 2%-ого целевого показателя инфляции. Масштаб покупок не имеет себе равных в мире: стоимость активов, находящихся в собственности Банка Японии, превысила 70% от ВВП, тогда как активы Федерального резерва США и Европейского центрального банка, напротив, составляют ниже 25% от ВВП.
Когда экономика Японии оставалась слабой, в январе 2016 года Курода неожиданно принял решение о введении отрицательных процентных ставок, стремясь стимулировать кредитования и инвестиции. Банк Японии присоединился к ЕЦБ, Дании, Швеции и Швейцарии, которые опустили ставки ниже нулевой отметки. Отрицательные ставки, а также покупки активов продолжались до 2017 года, в результате чего некоторые экономисты предупредили, что эти низкие ставки наносят ущерб банковской системе и могут привести к спекулятивным пузырям.
Используя открытые покупки активов, по примеру Федеральной резервной системы США, вкупе с пакетами стимулирования, центральный банк добился значительного прогресса в ослаблении японской йены в первой половине 2013 года, что положительно сказалось на росте индекса акций Nikkei.
Реформы бюджетной политики
В январе 2013 года Синдзо Абэ осуществил пакет мер по стимулированию налоговых льгот в размере 10,3 трлн. йен, что было значительно выше, чем ожидали многие аналитики.
В дополнение к покупкам ценных бумаг Банком Японии, Абэ был сторонником повышения бюджетных расходов, чтобы увеличить их до 2% ВВП. Это действие также было направлено на дальнейшее повышение инфляции за счет расходов на общественном уровне.
Экспансивная фискальная политика началась в 2013 году, когда сумма мер по восстановлению экономики составила 20,2 трлн. йен (около $210 млрд.), из которых 10,3 трлн. ($116 млрд.) были прямыми государственными расходами. Комплексный пакет стимулов Абэ, второй по величине в Японии, сосредоточился на создании проектов в области инфраструктуры, таких как мосты, туннели и дороги, устойчивые к землетрясениям. Отдельный стимул в размере 5,5 трлн. йен последовал в апреле 2014 года, и после выборов – в декабре 2014 года, Абэ выдвинул еще один пакет расходов, стоимостью 3,5 трлн. йен.
Абэ планировал заплатить за эти меры стимулирования и другие программы расходов, удвоив налог на потребление до 10% в 2014-15 годах. Поэтому в налоговой сфере планировалось внедрить ряд структурных реформ, направленных на увеличение налогов, закрытие лазеек и, в конечном счете, получение большего дохода для правительства. Однако экономисты были обеспокоены тем, что этих мер будет недостаточно.
Структурные реформы
Третьей и наиболее важной частью Абэномики являются структурные реформы, которые оказались наиболее сложными в реализации. Вначале Абэ настаивал на участии Японии в Транс-тихоокеанском партнерстве в попытке устранить регуляторные лазейки, которые могли бы ограничивать долгосрочный потенциал экономики и тем самым уменьшать потенциальные налоговые поступления.
К другим ключевым направлениям реформы регулирования относятся сельское хозяйство, рынок труда, энергетика, здравоохранение и медицинское обслуживание. Принимая во внимание растущую долю стареющего населения, Абэ намерен был провести радикальные реформы, которые также могут расширить деятельность японских компаний отрасли здравоохранению во всем мире. Однако многие из этих реформ могут привести к отчуждению его партии Либерально-демократической партии Японии) от ключевых лоббистских групп.
Каковы риски Абэномики?
Критики утверждают, что Абэномика влечет за собой серьезные риски. Некоторые считают, что смягчение денежно-кредитной политики может стимулировать гиперинфляцию, в то время как другие считают, что план Абэ не способен победить глубоко укоренившуюся дефляцию. Существует также беспокойство по поводу национального долга Японии, который составляет свыше $11 триллионов или около 245% своего ВВП. Международный валютный фонд (МВФ) неоднократно предупреждал, что эти уровни задолженности неустойчивы.
Вот почему Абэ попытался уменьшить дефицит, повысив налоги. Некоторые эксперты говорят, что такие действия работаю наперекор с остальной частью программы. Увеличение налога на потребление в 2014 году с 5% до 8% привело к снижению потребительских расходов и, вероятно, вызвало спад. В результате, следующий запланированный скачок налога до 10%, был перенесен сначала до 2017 года, а затем на 2019 год.
В то же время отрицательные процентные ставки –непроверенный инструмент. Среди членов комитета по монетарной политике Банка Японии имеются разногласия относительно того, что политика ЦБ может нанести ущерб банковской системе. Некоторые опасаются, что отрицательные ставки могут фактически не стимулируют расходы, а скорее даже приводят к дефляционному накоплению средств. Дефляция означает повышение покупательной способности валюты с течением времени.
Взрослое поколение Японии, которое еще помнит незавершенные общественные работы – малые и зачастую ненужные проекты строительства дорог и мостов, усеявшие усеяли местность Японии в 1990-х годах, также беспокоятся, что стимулирующая политика Абэ может только повысить долговую нагрузку без повышения производительности.
Помимо слабых перспектив развития и выхода из периода стагнации, скандалы внутри правительства стоили Абэ нескольких из его лучших союзников. В 2015 году министр сельского хозяйства Койя Нишикава был вынужден уйти в отставку, а в январе 2016 года был нанесен еще больший удар. Министр экономики Акира Амари подал в отставку в связи с обвинениями в взяточничестве.
Взгляд в будущее
Абэномика, безусловно, была запущена на оптимистичной ноте, когда Nikkei резко вырос, а потребители стали расходовать больше средств. Затем экономика Японии остыла, и угроза дефляции вновь всплыла. К концу 2015 года экономисты были по-прежнему обеспокоены тем, что экономика, возможно, начала сокращаться, что могло привести ко второй рецессии с тех пор, как Абэ вступил в должность. Лидеры государства настаивали на том, что 1) инвестиции и 2) рост заработной платы необходимы для поддержания контроля над дефляцией. Эти два элемента отсутствовали на всем протяжении Абэномики.
К середине 2017 года темпы инфляции в Японии были на подъеме, но по-прежнему остаются ниже целевого показателя Банка Японии. В июле 2017 года инфляция достигла всего 0,5%, что остается далеко от долгосрочного целевого показателя инфляции центрального банка, равного 2%. Слабость инфляции отразилась на многих других развитых странах, включая Соединенные Штаты и европейские страны.
Долгосрочный успех Абэномики еще предстоит увидеть, учитывая медленный и слабый рост инфляции. Хотя правительство остается оптимистичным, международные инвесторы сохраняют скептицизм, учитывая длительную историю борьбы страны с дефляцией и дезинфляцией.