Коэффициент оборачиваемости активов сравнивает выручку компании с ее базой активов. Отношение измеряет способность бизнеса эффективно генерировать выручку и обычно используется аналитиками в инвестиционных фондах для оценки операций бизнеса. В идеальном случае, компания с высоким коэффициентом оборачиваемости активов может работать с меньшим количеством активов, чем менее эффективный конкурент, и поэтому требует меньше долговой нагрузки и капитала для функционирования. Результатом должен стать сравнительно более высокий доход его акционеров.
Формула
Коэффициент оборачиваемости активов (по англ. asset turnover ratio) измеряет операционную эффективность компании и показывает: сколько выручки генерирует компанию за $ 1 (или рубль) активов.
Выручка ÷ Активы = Коэффициент оборота активов
Revenue ÷ Assets = Asset turnover ratio
При этом, активы измеряются как среднее значение между размером активов в начале отчетного периода и в конце отчетного периода.
Пример
Caterpillar – работает в области производства строительного и добывающего оборудования, дизельных и газовых двигателей, промышленных газовых турбин, дизельноэлектрических локомотивов и другие продукты, а также обувь. С недавнего времени также и защищённые мобильные телефоны и смартфоны. В составе более 480 подразделений, расположенных в 50 странах мира на пяти континентах. Штаб-квартира располагается в Соединённых Штатах.
Аналитик в хедж фонде хочет знать, насколько хорошо CAT использовала свои активы для реализации продаж в 2017 году, поэтому он просит годовой финансовый отчет 10K.
- Активы на начало периода: $74.704 млрд.
- Активы на конец периода: $76.962 млрд.
- Выручка: $45.462 млрд.
Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается следующим образом:
$45.462 ÷ ($74.704 + $76.962)/2
$45.462 ÷ $75.833
0.60х
Коэффициент CAT равен 0.6х. Это означает, что за каждый доллар активов CAT генерирует 60 центов выручки.
Анализ
Лучше всего построить график в Excel на линии тренда, чтобы выявить значительные изменения показателя с течением времени. Кроме того, сравните его с тем же соотношением для конкурентов.
Существует несколько проблем с использованием коэффициента оборачиваемости активов
- Показатель предполагает, что дополнительные продажи могут улучшить бизнес, когда на самом деле истинной мерой эффективности является способность получать прибыль от продаж, а не сам объем продаж. Таким образом, высокий коэффициент оборачиваемости не обязательно приводит к увеличению прибыли.
- Этот коэффициент полезен только в более капиталоемких отраслях, обычно связанных с производством товаров. Обычно индустрия услуг имеет гораздо меньшую базу активов, что делает соотношение менее актуальным.
- Возможно, компания выбрала аутсорсинг своих производственных мощностей, и в этом случае она имеет гораздо более низкую базу активов, чем ее конкуренты. Это может привести к значительному увеличению уровня оборачиваемости, даже если компания менее рентабельна, чем ее конкуренты.
- Компания может быть оштрафована за намеренное увеличение своих активов, чтобы улучшить свою конкурентоспособную позицию, например, путем увеличения уровня товарно-материальных запасов.
- Знаменатель включает накопленную амортизацию, которая варьируется в зависимости от политики компании в отношении использования ускоренной амортизации. Это не имеет ничего общего с фактической производительностью, но может исказить результаты.
В целом показатель рентабельности активов ROA лучше, чем коэффициент оборачиваемости активов, поскольку он делает акцент на прибыли, а не на продажах.