Дилемма заключенного – это общепринятая концепция в экономике и теории игр, где один человек будет обманывать другого для извлечения более высокой выгоды.
Что означает дилемма заключенного?
Каково определение дилеммы заключенного? Полиция арестовывает двух человек, которым отдельно предоставляется возможность предать своего партнера. Следовательно, существует три возможных сценария: 1) A признается в проступке, и Б молчит, поэтому A получает 3 года; 2) A и Б оба признаются, и они получают по 2 года каждый; 3) A и Б оба молчат, и каждый получает по 1-му году заключения. Исходя из результатов, оба человека должны молчать.
Дилемма заключенного гласит, что каждый человек будет предавать своего партнера для получения лучшего результата для себя, но в конечном итоге они оба столкнутся с наихудшим сценарием. В бизнесе эта дилемма демонстрирует, что личный интерес ведет к худшему финансовому результату.
Пример. Фирма A конкурирует с фирмой Б. Обе фирмы должны решить, рекламировать ли свой продукт или нет. В их отрасли реклама важна не с точки зрения увеличения доходов, а в основном с точки зрения побуждения клиентов сменить брэнд.
Сценарий 1: Если обе фирмы рекламируют, каждая фирма будет зарабатывать $4 миллиона чистой прибыли.
Сценарий 2: Если фирма A рекламирует, а фирма B – нет, фирма A получит чистый доход $20 миллионов.
Сценарий 3: Если ни одна из фирм не рекламирует, каждая фирма заработает по $24 миллиона. |
Так, следует ли компаниям рекламировать свою продукцию или нет?
Ожидается, что в реальном мире обе фирмы будут рекламировать, чтобы побудить своих клиентов выбрать свою продукцию. Однако, решение, которое максимизирует прибыль, – это решение не рекламировать. Исходя из дилеммы заключенных, даже если обе фирмы согласны не рекламировать, каждая фирма будет заинтригована, чтобы обмануть конкурента для максимизации своих доходов. Поэтому, в конце концов, обе компании поймут, что лучшим решением было сотрудничество, а не конкуренция.