Капитализм, Социализм или Китаизм? | Finopedia

Капитализм, Социализм или Китаизм?

 

Дискуссии о сути китайского политического режима продолжаются уже долгое время, по крайней мере за пределами Китая, в то время как . . .

 

В Китае на протяжении 3-х поколений считается, что население имеет дело с социализмом. В лучшем случае это слово будет сопровождаться подробными описаниями, которые менялись с годами. Когда я впервые был в средней части страны, в 1989 году, я не сомневался, что это социалистическое государство, хотя этот социализм отличается от стран Центральной и Восточной Европы. Когда я навещаю Китай в эти дни, у меня иногда возникают сомнения, если это все еще социализм, и в то же время я не уверен, что это уже капитализм. Так с чем мы имеем дело? Это просто переход от одной формы управления к другой или это другая система, которая заслуживает собственного имени?

 

Четверть века назад мы бы шутили, что, хотя переход от капитализма к социализму возможен, по крайней мере до определенного момента, преобразование в противоположном направлении невозможно, так же как можно превратить жеребца в мерина, но обратный процесс невозможен. Однако переход к капитализму, произошел, по крайней мере, в некоторых постсоциалистических странах, которые стали частью Европейского союза. Однако Китай придерживается своего пути. Куда этот особый путь привел страну, к чему она движется?

 

 

Чаша риса и Феррари

 

На самом деле никогда не было консенсуса относительно четких определений капитализма и социализма, тем более, что некоторые люди путают последний с коммунизмом. Для политолога ключевое значение имеют наблюдения и интерпретации способов получения и использования власти и функционирования государства и его институтов, тогда как для социолога суть дела – общество и механизмы, регулирующие взаимодействии его компонентов. Экономист, в свою очередь, в основном фокусируется на наблюдении и анализе повторяющихся экономических явлений и процессов и на их объяснении, а дальше –формулировании рекомендаций по экономической политике и стратегии развития. Капитализм и социализм – это категории, которые соответствуют, прежде всего, экономическому режиму, но они также имеют отношение к обществу и культуре, а также на государству и праву.

 

Согласно книжному определению социализма, эффективное центральное планирование обеспечивает экономическое равновесие. Однако в реальном мире, согласно опыту сотней миллионов людей, это равновесие никоим образом не было достигнута. Фактически, это была экономика, характеризующаяся постоянным дефицитом. Постоянный излишек спроса превышал поток предложения со всеми вытекающими негативными последствиями. Ни в одной экономике стран Центральной и Восточной Европы, не говоря уже о Советском Союзе, где правительство настаивало на тяжелой промышленности и тратило огромные средства на вооружение, недостатки не были успешно искоренены. Хотя периодически были случаи, когда поставки потребительских товаров оказывались относительно хорошими и близкими к равновесию. Так было в Польше в первой половине 1970-х годов, но затем мы отправились из Варшавы в Будапешт и подумали, не без оснований, о том, что в этом отношении ситуация была еще лучше. Однако, когда никто не нашел джинсы необходимого размера и должен был выбрать один размер, или слишком маленький, или большой. Или вместо желаемого альбома группы Led Zeppelin приобрести запись группы Procol Harum.

 

В настоящее время в Китае можно купить как рис, так и последнюю модель Ferrari, достаточно иметь деньги или покупательную способность, которая сбалансирована на рынке предложением. Случай с Китаем показывает, что можно не только избавиться от недостатков, но и от сопутствующего повышения цен, который я назвал еще в 1980-х годах синдромом дефицитной инфляции. Это может быть достигнуто путем создания либерализованной ценовой политики при сохранении сектора государственных предприятий, которые функционируют на фоне недостаточно жестких бюджетных ограничений. Интересно, что, хотя некоторые авторы утверждают, что это было достигнуто благодаря социализму, другие заявляют, что это – капитализм.

 

 

Авторитарное государство или меритократия?

 

Сторонники мнения о том, что Китай является капиталистическим государством считают, что отношение к собственности является решающим критерием. В начале этого века на частный сектор приходилось около 52% от объему ВВП. В 2003 году доля выросла до 60% ВВП, а сейчас – не намного больше. Официальные источники говорят, что частный бизнес составляет более 60% ВВП и обеспечивает более 80% рабочих мест.

 

Проблема, однако, более сложна, так как во многих случаях трудно определить, имеем ли мы дело с частной или государственной собственностью, поскольку существуют промежуточные и смешанные формы. Важны не только традиционные формы собственности, но и изменения в сфере управления и государственного корпоративного управления.

 

Ключевое значение также имеют внеэкономические отношения. Некоторые эксперты во время дискуссий о Китае сосредотачиваются на авторитарной политической системе, тогда как другие утверждают, что в КНР – меритократия. Некоторые указывают на высокие уровни развития в стране и международную конкурентоспособность китайских частных высокотехнологичных компаний, в то время как другие подчеркивают случаи нарушений прав интеллектуальной собственности. Некоторые опасаются, что масштабная программа так называемого Нового Шелкового пути является проявлением китайского империализма, другие подчеркивают помощь, которую Китай предлагает бедным странам в борьбе с нищетой.

 

Несомненно, Китай будет играть важную роль на мировой экономической и политической арене в ближайшие десятилетия. Тем не менее, эволюция экономической системы и политика, проводимая внутри страны, будут зависеть уже не от стремлений Китая упрочить международное влияние. Наибольшее значение имеет улучшение внутренней экономической ситуации. Китайское выражение meihao sheng huo, лучшая жизнь, было использовано 14 раз китайским лидером Си Цзиньпин на последнем съезде так называемой Коммунистической партии Китая (КПК). Я говорю “так называемой”, потому что как эту партию можно называть коммунистической, если она открыто признает или даже одобряет меры и атрибуты, характерные для капиталистической экономики, такие как стремление частного капитала к прибыли, высокий уровень безработицы, формы социальной изоляции и огромные неравенства в доходах, которые намного выше, чем во многих капиталистических странах.

 

 

Ясное видение или иллюзия?

 

Си Цзиньпин подчеркивает, что Китай не должен копировать решения других стран, а следовать своему собственному пути. Отделяя себя от правила “один размер подходит всем”, характерного для неолиберального Вашингтона, он добавил следующее: “Только владелец знает, подходят ли туфли или нет”. Утверждая “нет”, Китай не желает, чтобы другие страны выбирали размер туфель для Поднебесной. КНР осознает свои глобальные достижения и политическую мощь и в то же время ощущает потребности других стран. Поэтому Китай предлагает сам возглавить путь.

 

“Социализм для новой эры с китайской спецификой” уже существует. С помощью 2-х гигантских шагов к 2050 году Китай станет “великой современной социалистической страной”. Из партийных документов и официальных правительственных материалов мы можем узнать, что вскоре, в 2020 году, будет “умеренно процветающее общество во всех отношениях”, к 2035-му году будет проведена “социалистическая модернизация”. А в последующие пятнадцать лет – к 2050 году – будет создана “великая современная социалистическая страна, которая будет процветающей, сильной, демократической, культурно развитой, гармоничной и красивой”. Каждый должен быть счастлив . . .

 

 

Ложная альтернатива

 

Если мы предположим, что в Китае социальная рыночная экономика или, как предпочитают называть китайские власти, “социализм для новой эры с китайской спецификой”, тогда такое амбициозное видение, конечно, со многими оговорками, стоить рассмотреть. Если мы предположим, что в Китае капитализм с китайской спецификой или даже совершенно коррумпированный капитализм, тогда мы сталкиваемся с совершенно другими проблемами.

 

Я считаю, что такие дискуссии, как капитализм и социализм в отношении Китая, становятся все менее и менее эффективными и приводят нас в заблуждение. Если каждый экономист соглашается с мнением о том, что собственность на средства производства имеет ключевое значение для функционирования экономики, то каждый экономист должен согласиться с тем, что не менее важны культура, знания, институты и политика. Укрепление идеологической и политической позиции тем более сбивает с толку в ситуации, когда разрабатываются новые теории и технологии в интеллектуальном и научном сообществе. Мы слышали от китайского лидера на съезде партии, что “социализм с китайской спецификой – это социализм и никакой другой -изм”. Между тем нельзя не согласиться как с некоторыми китайскими экономистами, так и с внешними наблюдателями, которые подчеркивают даже абсолютно разную специфику Китая и пытаются объяснить, что и почему происходит в этой стране, не прибегая к категориям режима: социализму и капитализму. Возможно, что решение этой дихотомии ясным образом не является ключом к пониманию сути дела. Ключевым пунктом является этот типично китайский комментарий: “с китайскими характеристиками”. Я сам склонен идти в этом направлении, формулируя теоретический план и практические рекомендации для нового Китая.

 

 

Конвергенция Китая

 

Некоторое время назад проводились оживленные дискуссии по поводу систематических мега трендов и трансформаций: дивергенции, сходимости и конвергенции. 1) Первым, предположительно, был случай, когда противоборствующие системы, капитализм и социализм, сосуществовали, и задача заключалась в том, чтобы сделать это сосуществование мирным. 2) Во втором случае одна система должна была доминировать над другой, и хотя некоторым людям казалось, что социализм будет доминирующим явлением, произошло иначе. 3) В третьем случае должна произойти системная конвергенция, причем каждая система использует и ассимилирует некоторые элементы, в том числе и культуру, от другой, и поэтому они станут приобретать схожие качества со временем. Конечно, это частично произошло, когда различные аспекты социализма слились с капитализмом и наоборот. В настоящее время Китай переживает своего рода конвергенцию. Он переживает процесс постепенного слияния социальной и экономической реальности с элементами капитализма. Но капитализм также выступает против или иногда вытесняется элементами, связанными с менталитетом, типичным для социализма.

 

Данный процесс становится еще более сложным и, таким образом, увлекательным из-за огромного влияния быстрых технологических изменений на социально-экономические и политические отношения. Можно сказать, что в нем развивается эфемерид в форме социалистического капитализма или – если хотите – капиталистический социализм, своего рода Китаизм. Вы слышите противоречие в терминах? Ни в коем случае, мы просто застряли в умственной ловушке ложной альтернативы: социализм или капитализм, следовательно, tertium non datur. Нам нужно выбраться из этой ловушки, потому что рождается нечто системно другое.

 

Не отказываясь от конкретных ценностей, определяющих людей и общества в их экономической деятельности, и имея в виду необходимость заботы о динамическом балансе, наиболее важным с экономической точки зрения является эффективность и прагматизм. Вот что имел ввиду Дэн Сяопин, великий китайский реформатор, когда он сказал: Неважно, какого цвета кошка – черная или белая – если она ловит мышей.

 

Источник: Economonitor