Пузырь доткомов: история, причины, последствия | Finopedia

Пузырь доткомов: история, причины, последствия

Пузырь доткомов (по англ. Dot-com bubble или Tech bubble) –спекулятивный пузырь на рынке акций интернет стартапов под названием Доткомы”.

 

Вскоре после краха фондового рынка 1987 года мировые фондовые рынки возобновили свою предыдущую тенденцию бурного роста, возглавляемую компьютерными и другими связанными с технологиями акциями, которые были получили листинг на новой электронной бирже NASDAQ.

 

К началу 1990-х годов персональные компьютеры становились все более распространенными как для бизнеса, так и для личного использования. Персональные компьютеры стали действительно полезными бизнес-инструментами, которые предоставили своим пользователям значительное повышение производительности. Бизнес-приложения были изобретены, чтобы помочь пользователям с различными задачами от бухгалтерского учета и подготовки налоговых документов до обработки текстов. Компьютеры также стали конкурировать с телевидением как форма развлечений, поскольку компьютерные видеоигры вышли на рынок. Операционная система Microsoft процветала невероятно, поскольку почти каждая проданная компьютерная система имела на ней свое программное обеспечение.

 

В течение 1990-х годов компьютерная индустрия США сосредоточилась в первую очередь на разработке программного обеспечения для компьютеров, а не на разработке и производстве компьютерной техники. Причиной этого было то, что компьютерное программное обеспечение было продуктом с очень высокой рентабельностью, в отличие от компьютерной техники. Компании-разработчики программного обеспечения генерировали прибыль за счет продажи лицензионного программного обеспечения, затраты на создание которого незначительны. Однако компьютерное оборудование производилось многими корпорациями (Asus, HP, Samsung и др.), которым приходилось конкурировать друг с другом. Азиатские компании с низкими затратами на производство поставляли практически все компоненты компьютерного оборудования к 1990-м годам. Программное обеспечение, однако, было защищено как интеллектуальная собственность патентами, что создало сильный барьер для входа – преимущество, которое очень востребовано в бизнесе.

 

В конце концов, многие из этих стартапов привлекли внимание венчурных фондов. К этому моменту стартапы начали выплачивать своим сотрудникам акции компании с намерением, что акции станут очень ценными, когда компания в конечном итоге станет публичной, то есть пройдет процедуру листинга на бирже. Большинство разработчиков программного обеспечения, которые были запущены в эту эпоху, были расположены в Силиконовой долине, недалеко от Сан-Франциско. ПК стали еще более популярными в середине 1990-х годов, когда были запущены компьютерные игры с блокбастерами и вдохновили многих молодых людей стать техническими специалистами.

К середине 1990-х годов индекс акций NASDAQ вырос быстрыми темпами, в результате чего многие высокотехнологичные инвесторы разбогатели.

 

 

Истоки появления интернета

 

К 1994 году Интернет впервые стал доступен широкой общественности. Первоначальная форма Интернета под названием DARPANet существует с 1969 года и создана государственными учреждениями как эффективный способ обмена научной и военной информацией с компьютерами в разных местах. В середине 1990-х годов Интернет развивался как способ общения людей по электронной почте, использование чатов и просмотр веб-сайтов.

 

Почти сразу бизнес сообщество увидело Интернет как значительную возможность получения прибыли. America Online (AOL) сделала Интернет доступным для широкой публики в больших масштабах. Yahoo! поисковая система и интернет-портал был запущен в 1994 году как каталог веб-сайтов. В 1994 году Amazon.com стал первым розничным магазином по продаже книг. EBay был запущен в 1995 году как сайт онлайн-аукционов. По мере того, как Интернет стал все более коммерческим, многие интернет-компании и их основатели стали фантастически богатыми. Технологии продолжали развиваться и создавали очень сильный стимул для того, чтобы большее количество технологических компаний стали публичными. Многие акционеры высокотехнологичных компаний, включая самих сотрудников, стали миллионерами за ночь, когда их компании вышли на IPO. Компании продолжали выплачивать своим сотрудникам опционы на акции, которые приносили прибыль в значительной степени, пока акции сохраняли свою сильную восходящую траекторию. К концу 1990-х годов даже секретари компаний владели портфелями опционов стоимостью в миллионы долларов. Несколько компаний предложили автомобили BMW в качестве знакового бонуса для новых сотрудников! Это явно был пример иррационального изобилия.

 

 

Как раздулся пузырь?

 

Растущая экономика и фондовый рынок конца 1990-х годов натолкнули экономистов на мысль, что мы находимся в новой экономике, в которой инфляция практически не существует, и где рецессии были пережитком прошлого. Согласно этой логике, Старая экономика представляла собой традиционные кирпично-мрачные предприятия. Некоторые аналитики даже полагали, что корпоративные доходы и другие финансовые данные не имеют отношения к анализу и инвестированию в интернет-акции.

 

С 1996 по 2000 год фондовый индекс NASDAQ взорвался от 600 до 5000 пунктов. Доткомы, управляемые людьми, которые недавно закончили колледж, проводили IPO и собирали сотни миллионов долларов капитала. Многим из этих компаний не хватало ни четких бизнес-планов ни плана по монетизации проекта. Например, Pets.com, который намеревался стать интернет-магазином товаров для домашних животных, был убыточным перед IPO и, несмотря на это, привлек миллиарды долларов. Многочисленные стартапы тратили миллионы долларов на фривольные вечеринки по случаю IPO. На пике пузыря доткомов в 1999 году говорили, что в Силиконовой долине новый миллионер появлялся каждые 60 секунд.

 

 

Как лопнул пузырь доткомов?

 

К началу 2000 года ситуация на рынке изменилась. Инвесторы вскоре поняли, что мечта превратилась в классический спекулятивный пузырь. В течение нескольких месяцев фондовый индекс NASDAQ упал с 5000 до 2000. Сотни акций, таких как Pet.com, которые когда-то имели многомиллиардную рыночную капитализацию, рухнули так же быстро, как и взлетели. Последовала паническая продажа, поскольку стоимость фондового рынка упала на триллионы долларов. С 2002 года NASDAQ опустился до 800. Один из бывших фаворитов на рынке –  Microstrategy –  упал с $3500 за акцию до $4. В это время раскрылись скандалы в связи с бухгалтерской политикой множества стартапов, которые искусственно завышали свои доходы. В 2001 году экономика США продемонстрировала негативную динамику ВВП вслед за падением рынка акций, что вынудило Федеральный резерв неоднократно снижать процентные ставки, чтобы остановить падение. Сотни тысяч специалистов сектора IT потеряли не только работу, но и значительную часть своих сбережений.

 

Излишне говорить, что теория Новой экономики оказалась ошибочной, и традиционные экономические принципы все еще сохраняются.