Чистая прибыль компании: формула, анализ, примеры | Finopedia

Чистая прибыль компании: формула, анализ, примеры

Определение: чистая прибыль, также называется доходом, прибылью, – финансовый результат деятельности компании, когда выручка превышает общие расходы. Другими словами, чистая прибыль – это итоговая прибыль компании. Это доход, который остается после того, как все расходы оплачены. Если выручка меньше общих расходов, у компании будет зафиксирован убыток вместо чистой прибыли. Чистая прибыль рассчитывается путем вычитания общих расходов из общих доходов.

 

 

Что означает чистая прибыль?

 

Чистую прибыль можно обнаружить в нижней части отчета о прибылях и убытках после вычитания 1) себестоимости реализованной продукции и 2) операционных расходов.

 

 

Разница между валовым и чистым доходом

 

Для компании валовый доход (по англ. Gross Income) или валовая прибыль, рассчитывается путем вычета себестоимости реализованной продукции из выручки. Таким образом, валовая прибыль – это сумма, которую бизнес зарабатывает от продажи товаров или услуг до вычета административных, налоговых и других расходов. Для компании чистая прибыль – это остаточная сумма после того, как все расходы были вычтены из выручки. Таким образом, валовая прибыль представляет собой промежуточный показатель прибыли до того, как будут вычтены все остальные операционные расходы, а чистая прибыль – окончательная сумма прибыли или убытка после вычета всех расходов.

 

Пример. Выручка бизнеса составила $12 млн., себестоимость проданных товаров – $6.5 млн., а расходы на продажу, административные расходы, амортизация, налоги, проценты по кредитам – $2.4 млн.

 

Валовый доход составляет $5.5 млн. ($12 – $6.5), а  чистый доход –  $3.1 ($12 – $6.5 – $2.4).

 

Основным недостатком в использовании валового и чистого дохода для бизнеса является то, что показатель валового дохода, скорее всего, будет тесно связан с результатами операций, в то время как чистая прибыль может включать в себя различные неоперационные расходы и доходы. Таким образом, два показателя прибыли основаны на разной информации и используются в различных типах анализа для различных целей.

 

 

Что такое маржа чистой прибыли?

 

Маржа чистой прибыли (также известная как Рентабельность чистой прибыли” и “Рентабельность продаж”, англ. Net Profit Margin) представляет собой коэффициент, используемый для расчета соотношения чистой прибыли к общей выручке.

 

Рентабельность чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка

 

Коэффициент прибыли разных компании может отличаться в зависимости от того, к какой отрасли принадлежит компания.

 

Чистая прибыль рассчитывается путем вычета всех расходов компании из общей выручки. Результат расчета маржи прибыли – это процентная ставка – например, 15%-ная рентабельность чистой прибыли.

 

 

Примеры

 

Пример 1. Компания А и Б работают в одной отрасли. Какая компания имеет более высокую маржу чистой прибыли?

 

 

Компания А

Компания Б

Выручка

 $250

 $470

Себестоимость продаж

 $100

 $250

Валовая прибыль

 $150

 $220

Операционные расходы

 $10

 $30

Операционный доход

 $140

 $190

Процентны по кредитам

 $5

 $20

Налоги

 $41

 $51

Чистая прибыль

 $95

 $119

       

 

Компания А = Чистая прибыль / Выручка = $95 / $250 = 37.8%

Компания А = Чистая прибыль / Выручка = $119 / $470 = 25.3%

 

Компания А имеет более высокий показатель рентабельности чистой прибыли.

 

Пример 2. Компания A и Компания Б имеют маржу чистой прибыли в размере 17% и 20% соответственно. Обе компании продали товары на сумму $450 тыс. в 2016 году. Рассчитайте чистую прибыль для каждой компании

 

Компания A = Маржа чистой прибыли * Выручка = 17% * $450 = $76.5 тыс.

Компания B = Маржа чистой прибыли * Выручка = 20% * $450 = $ 90 тыс.

 

 

Анализ рентабельности продаж

 

Коэффициент рентабельности продаж используется 1) для анализа способности компании генерировать доходы относительно конкурентов и исторической динамики, а также 2) при рассмотрении потенциальных проектов и 3) финансовом моделировании.

 

Маржа чистой прибыли является полезным показателем общего успеха фирмы и обычно указывается в процентах. Однако имейте в виду, что один показатель редко бывает достаточным, чтобы определить общую производительность компании. Увеличение выручки может привести к убыткам, если за этим последует увеличение расходов. С другой стороны, снижение выручки, сопровождаемое жестким контролем над расходами, может повысить рентабельность и прибыль.

 

Другие ключевые показатели рентабельности – это EBITDA и валовая прибыль (по англ. Gross Income).